Новини

08.05.2017

Память и победа: как Украина переосмысливает праздник 9 мая

36671715_303

В 2014 году празднования по случаю очередной годовщины окончания Второй мировой войны в Европе впервые в истории Украины начались на день раньше обычного — 8 мая. В этот день украинцы вместе с жителями многих стран мира вспоминали погибших, а уже 9 мая отмечали традиционный День Победы над нацистской Германией. В 2015 году 8 мая приобрело официальный статус — указом президента Порошенко эта дата стала Днем памяти и примирения, целью которого является, в частности, «выражение уважения всем борцам против нацизма».

В этом году Украинский институт национальной памяти предложил сделать выходным именно День памяти и примирения, а 9 мая оставить праздничным, но уже рабочим днем. Проект закона, содержащий это предложение, был опубликован на сайте института в середине апреля. DW разбиралась в том, приобретает ли дата 8 мая все больший вес на Украине, и готово ли украинское общество к таким переменам.

Все еще любимый праздник украинцев

Смещение акцента на День памяти и примирения совпадает с постепенным уменьшением популярности Дня Победы среди украинцев. Генеральный директор Киевского международного института социологии (КМИС) Владимир Паниотто иллюстрирует эту динамику на примере опросов КМИС об отношении населения к госпраздникам. Еще в 2010 году 58% респондентов называли День Победы в числе самых любимых праздничных дней, в 2011 году этот показатель составил уже 50%, а в 2017 году — только 37%. «Это достаточно существенная динамика», — указывает Паниотто.

Впрочем, он предостерегает от поспешных выводов. По мнению эксперта, в значительной мере изменения можно объяснить российской аннексией Крыма и войной на Донбассе, ведь на этих территориях украинские социологи не имеют возможности проводить свои исследования. При этом именно в указанных регионах 9 мая традиционно отмечали как один из самых любимых праздников.

Региональные диспропорции сохраняется и без учета Крыма и неконтролируемых Киевом территорий востока Украины. По словам Паниотто, в то время как в западной части страны День Победы выделяют лишь около 11% украинцев, в центральной их уже около 40%, а на юге и востоке страны речь идет о более чем половине опрошенных. Но и без учета этих особенностей показатель в 37% сравнительно высокий, ведь, добавляет социолог, например, День Независимости среди самых любимых праздников упоминают лишь 17% респондентов.

Без противопоставлений

Правда, в украинском кризисном медиа-центре (УКМЦ), который уже несколько лет проводит мероприятия в поддержку государственной политики по популяризации Дня памяти и примирения, отмечают, что идея праздника 8 мая заключается не в противопоставлении Дню Победы, а в их взаимном дополнении. Именно этим Геннадий Курочка, соучредитель УКМЦ, объясняет девиз информационной кампании в поддержку нынешних торжеств — «помним и побеждаем». По словам Курочки, мониторинги СМИ показывают чрезвычайный интерес украинских медиа к этой теме.

Впрочем, председатель Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович признает, что объективных социсследований, которые бы давали четкое понимание того, насколько украинцы поддерживают идею празднования 8 мая как Дня памяти и примирения, сейчас нет. Его же субъективные впечатления свидетельствуют о том, что она набирает популярность.

По выражению Вятровича, не в последнюю очередь это происходит благодаря российской пропаганде, которая в представлении многих украинцев использует миф о Великой Отечественной войне в качестве инструмента влияния. Именно поэтому, уверен историк, наибольшее сопротивление в этом вопросе происходит от пророссийских политических сил.

Историк Александр Зинченко констатирует, что отношение ко Дню примирения и памяти и ко Дню Победы на Украине зависит от социальной среды. Так, если для современных украинских школьников, которые учились по новым учебникам, советские мифы о Великой Отечественной войне уже фактически не существуют, то для многих людей старшего поколения 9 мая остается частью их идентичности.

Именно поэтому Зинченко, признавая использование Россией истории как оружия в гибридной войне, настаивает на том, что пропаганде следует противопоставлять не другие мифы, а факты, основанные на исторических свидетельствах. «День примирения и памяти может дать людям возможность увидеть эту разницу между мифом и реальностью», — заключил историк.

Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить