Оценка ключевых проблем бизнеса в сфере экспортной деятельности
Сергей Свистиль
Вице-президент Торгово-промышленной палаты Украины, ведущий специалист в области ВЭД
10.08.2016 12:00
метки: ВЭД, реформы, экспорт,
Инструментальной основой для оценки является весенний цикл практикумов этого года и осенний цикл прошлого года по вопросам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), проведенный совместно ТПП Украины, региональными ТПП и Укрсиббанком.
Практикумы были организованы при финансовой поддержке Укрсиббанка, что дало возможность массово привлечь представителей малого и среднего бизнеса (МСБ).
В весеннем цикле из 9 региональных практикумов участниками стали более 1500 представителей бизнеса из 1270 компаний, преимущественно МСБ. По сравнению с прошлогодним циклом из 10 практикумов (около 1500 представителей из 1000 компаний) упор был сделан на вопросах использования торговых преференций, предоставленных Украине, и практике ведения ВЭД в условиях ограниченных финансовых ресурсов.
Широкий круг тем практикумов обсуждался в режиме диалога и последующей переписки с участниками. В целом они задали более 1000 вопросов. Также задавались вопросы самим участникам практикумов и обсуждались проблемные вопросы с коллегами из региональных торгово-промышленных палат, которые оказывали содействие в проведении мероприятий. Это дает возможность оценить структуру проблем экспортеров и импортеров и представить динамику их изменения по мере накопления компаниями практического опыта в освоении новых рынков, а также результаты реформаторских усилий правительства.
Ниже приводится моя оценка, как основного практикующего лектора по циклам проведенных практикумов, проблем МСБ в сфере экспортной деятельности:
- Недостаточность финансовых ресурсов МСБ для освоения новых рынков поставки товаров и услуг. Вымывание оборотных средств предприятий, падение уровня доходов произошло, в том числе, по причине неэффективного государственного регулирования предпринимательской деятельности на протяжении многих лет. Достаточно типична ситуация, когда предприятие знает конъюнктуру рынка, имеет программу действий по освоению новых рынков и товаров, однако не имеет финансовых ресурсов для ее осуществления.
- Неадекватность сложившихся за предыдущий период мер валютного регулирования, таможенного и налогового контроля мерам и задачам развития предпринимательства, стремлению преодолеть кризисные явления в экономике. Ограничение экономических свобод и высокая контрольно-фискальная нагрузка являются сдерживающими факторами для большинства предприятий, пытающихся преодолеть экономические трудности.
- Недостаточность мер государственной поддержки бизнеса по сравнению со странами-конкурентами на внешних рынках.Подмена необходимых действий по созданию благоприятных условий для МСБ популизмом чиновников за счет решения отдельных проблем, преимущественно крупного бизнеса. Слабая информационная и посредническая поддержка ВЭД со стороны государственных институций, в первую очередь, за рубежом. Особенно это касается преодоления технических барьеров для открытия новых рынков в контексте потери российского рынка.
- Коррупция в таможенных, налоговых и других контролирующих органах. Предприниматели продолжают нести взятки таможенникам и инспекторам, поскольку нет достаточных и «гарантированных» сигналов о защите их бизнеса и интересов в том случае, если они не будут делать этого.
- Дороговизна кредитов, не работают факторинг, овердрафт и другие современные инструменты торгового финансирования, непрозрачность предоставления зарубежной технической помощи при посредничестве государственных органов.
- Слабо применяются механизмы упрощения торговли, низкаяконкурентоспособность отечественных компаний на внешнем рынке по сравнению с зарубежными, которые используют множество упрощений и преференций предоставленных государством.
- Продолжают действовать, хотя и в меньшем объеме, контрабандные схемы, схемы «серого» импорта, которые убивают производителя МСБ, особенно в сфере мелкого производства, легкой промышленности и т.д., а также «крышевание» отдельных экспортных схем со стороны чиновников.
- По-прежнему остается выгодным размещение за рубежом внешнеторгового элемента (счет, компания) для финансового управления потоками, обходя украинские барьеры и ограничения. Без ликвидации искусственно созданных препятствий и ограничений в сфере валютного и налогового регулирования, упрощения отчетности, справедливых налогов не следует ожидать реакции бизнеса на возвращение капитала в Украину.
- Сложности с привлечением зарубежных инвесторов для технического перевооружения предприятий, организации совместной деятельности, производственной кооперации. Фактически не работают механизмы предоставления государственных гарантий и страхования ответственности в этой сфере. Недостаточны усилия государственных органов по созданию привлекательных условий для зарубежного бизнеса, являющегося потенциальным инвестором.
- Отсутствие, в понимании бизнеса, структурированности и приоритетности в действиях государственных органов в рамках существующих вызовов, особенно относительно потерь на российском рынке. Недостаточное внимание к промышленному производству, ощущение отсутствия государственной промышленной политики и путей ее реализации, что затрудняет выбор компаниями направлений дальнейшего развития, переориентацию на новые товары и рынки, понимание вопросов, по которым предприятие может получить государственную поддержку. Серьезно подрывает основы конкурентности наших экспортеров повышение таможенными органами таможенной стоимости импортных сырья и комплектующих, используемых для производства в Украине с целью последующего экспорта.
Проведенные региональные мероприятия также способствовали возможности оценить те изменения, которые происходят во внешнеэкономической деятельности украинских компаний в рамках новых вызовов и/или реформаторских усилий государственных органов.
К числу наиболее значимых изменений относятся:
- В большинстве случаев бизнес признает возросшую активность и эффективность государственных органов в поддержке внешнеэкономической деятельности, хотя и не до конца понимает приоритеты и структурированность такой деятельности. Не остались не замеченными и получили поддержку усилия госорганов в отношении подписания и ратификации соглашений ВТО об упрощении торговли и о государственных закупках, положительную роль сыграли: механизм безкоррупционных государственных закупок « Prozorro», значительное сокращение видов лицензируемой деятельности, совет по продвижению экспорта при МЭРТ и т.д. Существует надежда, что такая активность, в конечном счете, приведет к созданию эффективных государственных институций поддержки предпринимательства и экспорта.
- Сформировался устойчивый интерес к поставке товаров в ЕС, как основному приоритетному направлению. Потеряны надежды на быстрое решение вопросов по увеличению квот для Украины по отдельным группам товаров, что вынуждает экспортеров данной категории товаров уходить на другие рынки. Очевидно, существенным успехом стало бы скорейшее подписание соглашения с ЕС о б оценке соответствия и приемлемости промышленных товаров, что значительно облегчило бы попадание украинских промышленных товаров на рынок ЕС.
- Фактически полная потеря интереса украинских компаний к российскому рынку. Единичные случаи проявленного интереса в большей степени касаются вопросов минимизации риска, уменьшения потерь или возможности зацепиться на рынке до наступления лучших времен. Бизнес уже не ожидает существенной помощи государства на этом направлении, рассчитывая только на себя, хотя именно проблемы предприятий, ранее специализировавшихся на российском рынке, должны быть одними из приоритетных для решения. Первоначальный шок от потери российского рынка, общий пессимизм в отношении перспектив «без России» постепенно и масштабно сменяются на потребность открытия новых рынков и технического перевооружения предприятий. Также этому способствовали зарубежная помощь и примеры успешной переориентации на новые рынки в рамках открывшихся новых возможностей, что становится предметом обсуждения на деловых мероприятиях.
- Снижается интерес к торговле с Казахстаном, Киргизией и другими государствами Средней Азии, оказавшимися «отсеченными» от украинских интересов из-за проблем с транзитом через российскую территорию. Сохраняется привлекательность «Шелкового пути» как альтернативы доставки грузов в данный регион, однако без существенных изменений в тарифной политике этот интерес останется исключительно познавательным.
- Отмечается в подавляющем большинстве регионов снижения коррупции в таможенных и налоговых органах. Хотя присутствуют и оценки, что это произошло в основном за счет боязни коррупционеров открыто требовать взятки, а пассивная коррупция, когда бизнес сам предлагает и платит за определенные услуги, за решение проблемных вопросов или «доброжелательность» со стороны проверяющих, осталась в том же объеме.
- Возрос интерес к рынкам Юго-Восточной Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Логично было бы не ограничиваться зоной свободной торговли с Канадой, а подписать подобные соглашения и с государствами других континентов. Появляется больший интерес к инструментам преференциальной торговли, например, предоставленных США и Японией в рамках режима генеральных преференций.
- Резко возрос интерес к проводимым мероприятиям практической направленности в сфере поддержки экспорта. Более значимую роль стали играть общественные организации бизнеса. Высокая посещаемость со стороны бизнеса мероприятий, проведенных совместно ТПП Украины, региональными ТПП и Укрсиббанком, свидетельствует о доверии к данным институциям и востребованности предложенной тематики. Большая заинтересованность в стажировках, тренингах и в целом в сотрудничестве с теми государствами, которые оказывают Украине поддержку: США, Канада, Германия, Англия, Голландия, Норвегия и т.д. Очевидно, также следует предлагать мероприятия, подготовленные совместно государственными органами и ТПП, по актуальным направлениям ВЭД, в поддержке которых значительную роль играет государство.