Новини

27.01.2018

Непрозрачный бизнес Петра Порошенко в Германии

Петр Порошенко запомнился всему миру как один из фигурантов скандала вокруг публикации «панамских досье». Украинский президент оказался одним из самых высокопоставленных политиков, фамилии которых без малого два года назад всплыли в связи с сомнительными операциями с использованием офшорных компаний. В Германии тот офшорный скандал заставил политиков действовать и ускорил создание реестра прозрачности владельцев фирм, чего требовала директива ЕС по борьбе с отмыванием денег.

Петру Порошенко и его партнерам, которые через офшорные компании владеют заводом в Германии, выпало испытание на прозрачность: готовы ли они отказаться от анонимности и внести свои фамилии в реестр? Похоже, этот тест украинские инвесторы провалили.

Interstarch GmbH — прочерк в реестре прозрачности

В состав агрохолдинга Петра Порошенко «Укрпроминвест-Агро» с 2011 года входит завод по производству крахмала, расположенный в городке Эльстерауэ на востоке Германии. В разгар скандала вокруг «панамских досье» DW на примере этого завода писала о том, как офшорные схемы дают возможность снизить налоги, не афишируя фамилий владельцев.

 прошлом году в Германии появился реестр, в который немецкие фирмы должны были внести фамилии своих конечных бенефициаров. Речь идет, прежде всего, о компаниях, владельцы которых находятся за рубежом и нередко сознательно скрывают свои активы с помощью офшоров.

Как только реестр стал доступным для журналистов, DW направила запрос, надеясь узнать, какие же фамилии кроются за компаниями с Кипра и Британских Виргинских Островов, на которые через немецкую Interstarch GmbH оформлен завод, входящий в группу «Укрпроминвест-Агро» Петра Порошенко. Как выяснилось, украинские инвесторы ничего не внесли в реестр, очевидно, нарушив немецкий закон о борьбе с отмыванием денег.

Кто владелец завода, входящего в «Укрпроминвест-Агро»?

Interstarch GmbH, согласно закону об отмывании денег, должна была до первого октября прошлого года внести фамилии своих бенефициаров в реестр прозрачности, ведь они не указаны ни в перечне учредителей, ни в учредительном договоре. Согласно торговому реестру, владельцем миноритарной доли Interstarch GmbH является компания «Интерстарч Украина». Эта компания, входящая в холдинг Петра Порошенко «Укрпроминвест-Агро», официально купила 24,95 процента акций Interstarch GmbH летом 2016 года. Продавцом выступила кипрская компания Camarin Limited, которая до сих пор остается главным совладельцем завода с долей в 75,05 процентов.

Владельцем кипрской компании называет себя Сергей Зайцев. Многолетний топ-менеджер концерна «Рошен» в интервью украинским СМИ в 2016 году сообщил, что именно он является бенефициаром компаний, на которые оформлен немецкий завод: кипрской Camarin Limited и ее материнской компании Euro Business Investments Ltd с Британских Виргинских Островов.

Эту информацию в ответ на запрос DW предоставили тогда и в компании ICU, которая консультирует Петра Порошенко и его партнеров по вопросам иностранных инвестиций. Исходя из этого, менеджеры Interstarch GmbH должны были внести в реестр прозрачности фамилии Зайцева как бенефициара офшорных компаний, имеющего долю в 75 процентов в немецкой фирме, а также, очевидно, и Петра Порошенко.

Ключевой вопрос: кто контролирует немецкое предприятие?

Согласно информации ICU, Зайцев передал управление немецким заводом агрохолдингу Порошенко, следовательно, Interstarch GmbH управляют менеджеры украинского президента. Наблюдательный совет немецкой компании, согласно документам в немецком торговом реестре, возглавляет гендиректор «Укрпроминвест-Агро» Евгений Саенко. Его заместителем является Андриан Крячок — директор компании «Интерстарч Украина», которая является совладелицей Interstarch GmbH и тесно сотрудничает с ней, в частности, в вопросах сбыта продукции.

Согласно немецкому закону о борьбе с отмыванием денег, бенефициаром может считаться не только владелец существенной доли (более 25 процентов), но и лицо, «осуществляющее контроль над предприятием таким образом, который можно приравнять к этому». Ключевым критерием определения конечного бенефициара в таких случаях, как объясняют юристы, является влияние человека на назначение руководящих органов предприятия.

Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить