Обменники и системы переводов, которые не получили лицензию Нацкомфинуслуг, могут быть исключены из ее госреестра финучреждений. А это привело бы к лишению финкомпаний лицензий НБУ. Такая угроза нависла над двумя десятками компаний. Однако они могут избежать негативного сценария: пока действует мораторий на проверки бизнеса, депутаты могут принять поправки в закон, которые позволят НБУ вести свой реестр финкомпаний (укр.).
Меж двух регуляторов
Парламент до сих пор не принял поданный президентом в 2015 году неотложный законопроект о разделении функций Нацкомфинуслуг между Нацбанком и НКЦБФР. Из-за этого у ряда участников рынка финуслуг, которые курируются и Нацбанком, и Нацкомфинуслуг, сейчас могут возникнуть серьезные проблемы.
Об этом казусе рассказали FinClub в Нацкомфинуслуг.
В 2015 году был принят новый закон о лицензировании, согласно которому все финкомпании получили статус лицензиатов, а значит, обязаны получить лицензии на выбранные ими виды финансовой деятельности. До этого только часть финуслуг лицензировалась, а заниматься, например, финансовым лизингом, предоставлением гарантий и поручительств, факторингом можно было без лицензий – компании достаточно было войти в реестр финансовых учреждений.
Кабмин только в декабре 2016 года утвердил лицензионные условия для всех видов финансовых услуг. Всем небанковским учреждениям дали полгода – до 10 июня – на приведение своей деятельности в соответствие с новыми правилами. «Теперь все финансовые учреждения должны иметь лицензии Нацкомфинуслуг», – сообщил FinClub член Нацкомфинуслуг Александр Залетов.
Но ее получили не все: за лицензией не пришли компании, которые не предоставляют финуслуги, лицензируемые Нацкомфинуслуг, а работают по лицензиям НБУ, например, на обмен валют или денежные переводы. При этом они все еще включены в госреестр финучреждений, который ведет Нацкомфинуслуг. «Они не могут находиться в реестре», – считает Александр Залетов. Проблема заключается в том, что исключение компании без лицензии Нацкомфинуслуг из этого госреестра означало бы потерю ею статуса финансового учреждения и привело бы к отзыву лицензии НБУ.
FinClub изучил госреестр финансовых учреждений, а также списки лицензиатов НБУ. «Спорных» компаний порядка трех десятков. Александр Залетов говорит, что их меньше 20. Лишь лицензии НБУ, например, имеет «ГлобалМани», «Электрум пеймент систем», «ГГЛА», финкомпании «Виктория», «Финансовый мир», «Альфа Инвест», «Конверсия», «Голден Групп», «Аксиома».
Исключить нельзя оставить
Логика рассуждений чиновников следующая. НБУ заберет лицензию у финансовой компании, только если она утратит свой статус финучреждения, а это произойдет только после того, как ее исключат из госреестра. А Нацкомфинуслуг сможет сделать это лишь после того, как в ходе проверки документально установит факт отсутствия у компании любых лицензий Нацкомфинуслуг. «Но сейчас действует мораторий на проверки бизнеса. Проверить компанию мы можем разве что на основании жалобы. Но если компания не ведет никакой деятельности, которую мы контролируем, то и жаловаться на нее некому!» – поясняет Александр Залетов.
В финансовых компаниях, которые согласились прокомментировать ситуацию, считают, что оснований для исключения их из госреестра нет. «Отсутствие у финансового учреждения действующей лицензии Нацкомфинуслуг, при наличии лицензии на предоставление определенной финансовой услуги, выданной другим органом, в частности лицензии на перевод в национальной валюте без открытия счета, выданной Национальным банком, не является основанием для исключения финансовой компании из Государственного реестра финансовых учреждений», – считает начальник юридического управления «ГлобалМани» Оксана Пранципал. По ее словам, основанием для исключения компании из государственного реестра может быть аннулирование лицензии, но только в том случае, если после такого аннулирования у финучреждения не будет других действующих лицензий на право предоставления определенной финансовой услуги. «Но никак не отсутствие лицензии, выданной именно Нацкомфинуслуг», – говорит Оксана Пранципал.
В «Электрум пеймент систем» (платежная система «Электрум») ссылаются на ст. 21 закона «О финуслугах и госрегулировании рынка финуслуг», где говорится, что регулированием рынка банковских услуг и деятельности по переводу средств занимается Нацбанк. «Поскольку основным видом деятельности «Электрум пеймент систем» является перевод денежных средств в национальной валюте без открытия счета, то наша компания зарегистрирована в Нацкомфинуслуг как финансовое учреждение, о чем получено свидетельство о регистрации финучреждения № 722 от 15 марта 2016 года, и имеет лицензию Нацбанка № 43 от 18 мая 2016-го на перевод средств в нацвалюте без открытия счета», – поясняет FinClub генеральный директор «Электрум пеймент систем» Вячеслав Пожарский. Расширять сферу деятельности и заниматься другими видами услуг, которые будут подконтрольны непосредственно Нацкомфинуслуг, в компании пока не планируют.
Нацбанк осведомлен об этом правовом казусе и уверяет, что не заинтересован в устранении компаний с рынка. В НБУ сообщили FinClub, что если небанковские финансовые учреждения получили право на осуществление деятельности в сфере предоставления финансовых услуг и соблюдают требования законодательства, они не могут быть лишены права оказывать финуслуги.
«Если между нормативно-правовыми актами есть несогласованность, то участники рынка и потребители финансовых услуг, которые соблюдают требования законодательства, не должны испытывать негативных последствий от такой несогласованности», – утверждают в НБУ. Ранее директор департамента лицензирования Нацбанка Александр Бевз уверял, что «больше, чем было сделано для конкуренции на этих рынках, как за эти два года, не делалось никогда».
Миграция под Нацбанк
Этой коллизии можно было бы избежать, если бы парламент принял законопроект о ликвидации Нацкомфинуслуг и разделении ее полномочий между Нацбанком и НКЦБФР. Этот закон как раз должен был бы перевести небанковские финансовые учреждения под контроль Нацбанка. В НБУ даже создали департамент, который начал готовить нормативно-правовую базу для новых «поднадзорных» компаний. И несмотря на то что на ликвидации Нацкомфинуслуг настаивает даже МВФ, законопроект прошел лишь первое чтение и уже больше года пылится в комитетах. Депутаты признавали, что блокируют принятие закона, чтобы «не усиливать власть Гонтаревой».
Поэтому НБУ придумал альтернативный способ решения проблемы. «Закон об НБУ не наделяет нас полномочиями вести собственный реестр финансовых учреждений. Поэтому решение вопроса требует внесения изменений в законодательство, которые НБУ будет оперативно инициировать», – пообещали FinClub в Нацбанке. Аналогичный механизм работает на фондовом рынке, например, для компаний по управлению активами, которые одновременно являются администраторами пенсионных фондов. Эти учреждения как компании по управлению активами учитываются в реестре НКЦБФР, а как администраторы пенсионных фондов – в реестре Нацкомфинуслуг.
Источник:http://investfunds.ua