Традиция произносить прощальную речь уходит своими корнями во времена первого президента США Джорджа Вашингтона. В этом обращении уходящего президента к народу две важные составляющие: возвращение в прошлое — с тем, чтобы еще раз оценить все, чего удалось достичь, и попытка заглянуть в будущее, чтобы иметь представление о тех испытаниях, которые предстоит пройти стране и ее новому руководству.
Прощальная речь
Прощальных речей большинства американских президентов не найти в учебниках истории. Ведь чаще всего они являются обтекаемо сформулированной, косвенной похвалой в адрес самого себя, последней попыткой самозащиты, поясняющей, почему президент в ходе своего правления принял то, а не иное решение.
Исключением является лишь выступление президента Дуайта Эйзенхауэра, который предупреждал об опасном влиянии на власть растущего военно-промышленного комплекса. И вот сейчас чрезвычайно эмоциональная прощальная речь Барака Обамы. К удивлению многих, она оказалась невероятно оптимистичной.
Это даже несколько неожиданно, ведь во многих политических сферах взгляды Обамы практически ни в чем не совпадают с мнением избранного президента Дональда Трампа, который уже заявил, что намерен отказаться от многого из того, что было достигнуто за последние восемь лет. Какая трагедия: политическое наследие президента Обамы частично зависит от того, что пожелает сохранить Трамп.
Президент без скандалов
Обама это понимает. И при этом не теряет уверенность. Его вера в американцев, в их ценности, в Конституцию США не сломлена. Американская демократия лишь тогда находится под угрозой, когда американцы принимают ее как данность, завил Обама в Чикаго — городе, где началась его политическая карьера, продолжившаяся затем в Белом доме. Как когда-то, будучи молодым сенатором, Обама призывал своих земляков к активному участию в политической и общественной жизни, к тому, чтобы не погрязнуть в цинизме и не позволить ударам судьбы себя сломить.
Но сейчас речь произносил государственный деятель — безукоризненный, излучающий достоинство, чье пребывание на посту президента не было омрачено никакими скандалами. Какой контраст с Трампом, который еще до своей инаугурации позаботился о заголовках в газетах, которые пестрят разоблачениями, враждебными нападками, вызывают скандалы и поднимают шумиху.
В то время как Обама в Чикаго взывал к идеалам своих соотечественников, американские спецслужбы информировали политическую элиту в Вашингтоне о том, что российские спецслужбы, возможно, располагают компрометирующими материалами, касающимися Трампа. Как же это символично! Более явную разницу между двумя президентами трудно себе представить.
Обама может гордиться собой
Необходимо признать: Обама тщеславен. В своей прощальной речи он перечислил все, что было достигнуто во время его президентского правления: спасение экономики в 2009 году, низкий уровень безработицы, реформа здравоохранения, возмездие Усаме бен Ладену, новая политика, направленная на защиту климата, ядерная сделка с Ираном, перезагрузка отношений с Кубой.
Так почему же он не должен упоминать об этих и других успехах? Тем более что республиканцы испробовали все средства, чтобы усложнить жизнь этому президенту. Сегодня США, бесспорно, находится в лучшем положении, чем 8 лет назад. У Обамы есть все основания для того, чтобы гордиться своими достижениями.
Ожидания в отношении его президентства были нереалистичны с самого начала. Разрыв между богатыми и бедными в США все еще велик. Проблемы расизма в американском обществе никуда не исчезли только лишь потому, что хозяином Белого дома был избран афроамериканец. Обама никогда не желал того, чтобы на его правление каким-то образом накладывал отпечаток цвет его кожи.
Перемены требуют времени, подчеркнул Обама. И многие фрагменты его прощальной речи перекликались с тем, что он говорил в начале своего президентского срока. Он, как человек, которому небезразлично образование и возможности карьерного роста для бедных, медицинское страхование для всех или равные права для представителей меньшинств. Обама еще не покинул Белый дом. Но многие американцы уже скучают по нему.
Автор: Миодраг Шорич, руководитель корпункта DW в Вашингтоне