После долгого избирательного марафона у Европейского парламента появился новый председатель. Это точно не самая важная новость дня, но для ЕС она все-таки имеет значение. Евродепутаты впервые по полной программе использовали несколько громоздкую процедуру выборов и в настоящей борьбе отдали предпочтение консерватору Антонио Тайяни. Его кандидатура не была определена закулисно. Не было никаких предварительных договоренностей. Прежние коалиции распались, новые союзы сформированы. В высшей степени демократический процесс.
Другой президент Тайяни
Никто не может упрекнуть Европарламент в том, что он не свободен в принятии решений, что, впрочем, с удовольствием делают евроскептики. Об Антонио Тайяни, доверенном лице бывшего итальянского премьера Сильвио Берлускони, каждый может думать, что захочет. Тайани как глава парламента ЕС будет сильно отличаться от своего предшественника Мартина Шульца (Martin Schulz).
Шульц использовал на самом деле протокольную должность, чтобы заниматься политикой, создавать в парламенте большинство и добиваться компромиссов с Советом Евросоюза и Еврокомиссией. Он расширил свои полномочия, сделал парламент узнаваемым, а для себя создал политическую сцену. Тайяни, скорее всего, будет работать с прохладцей. Он не честолюбив и будет скорее играть представительскую роль, чем действовать.
Должность председателя ЕП снова сведется к выполнению привычных обязанностей. В общественном восприятии значимость ЕП вновь снизится. Парламент потеряет свое лицо, по крайней мере в крупнейшей стране ЕС — Германии, где Мартин Шульц тем временем даже считается возможным кандидатом в канцлеры и руководители министерства иностранных дел.
Однако еще опаснее, с точки зрения парламента, то, что борьба за кресло председателя означает конец неформальной «большой коалиции» в Страсбурге и Брюсселе. Ведь консерваторы и социал-демократы совместно принимали нормативные акты и вели переговоры с другим важным органом ЕС — Советом Европейского союза. Теперь это в прошлом.
Сила парламента — в единстве
Сейчас необходимо сформировать с трудом сменяющееся большинство. Это займет время и сделает принятие решений непредсказуемым. Ключевую роль в нем могут чаще, чем прежде, играть враждебные Европе популисты. Законотворчество в Европе может замедлиться и стать менее эффективным.
Во времена кризисов и вызовов — от Brexit и президентства Дональда Трампа до проблем с внутренней безопасностью и миграцией — это меньше всего нужно Евросоюзу. Центристские силы в парламенте вновь должны подружиться. Для Европы так будет лучше.
Автор: Бернд Ригерт, обозреватель DW