Начиная с 1991 года в Украине перестали существовать более 500 сельских населенных пунктов и поселков городского типа. Тенденция "вымирания" села ускоряется из года в год. Чем можно аргументировать такую закономерность и как живется в украинском селе сегодня?
По данным сайта Государственной статистической службы Украины по состоянию на 1 января 2016 года в Украине, без учета временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя, насчитывается 28 385 сельских населенных пунктов и 885 поселков городского типа. Сравнивая с 1990 г. (количество сельских населенных пунктов – 28 804, а поселков городского типа – 927) видим, что количество сельских населенных пунктов уменьшилось на 419 единиц, а поселков городского типа на 42. Суммарно за 26 лет с карты Украины исчезла 461 административная сельская единица.
Что имеем: 461 сельскую административную единицу делим на 26 лет = 17,73 сельских админединиц исчезают каждый год.
Однако данная статистическая информация, де-факто, может быть не валидной и приуменьшенной.
Если принять во внимание исследование: "Количество сел в Украине и регионах в 1991-2013 годах", проведенное порталом "Тиждень.UA", то получим еще более ошеломляющие результаты – с 1991 года с карты Украины пропал 641 сельский населенный пункт, в том числе 40 поселков и 601 село. Как отмечает портал – это официальный ответ на запрос в управление по связям с местными органами власти и органами местного самоуправления Аппарата Верховной Рады Украины. Что имеем: 641 сельская единица разделена на 22 года = 29,1 сельских админединиц исчезают каждый год.
Факт остается фактом – села в нашей стране вымирают. К сожалению, вымирают потрясающими темпами.
Во время майских праздников была возможность побывать в селах разных областей, а также просмотреть немалое количество видеоопросов жителей сел нашей страны. В целом ситуация идентична почти во всех регионах. Автор разделил зафиксированные наблюдения на три блока: социальное положение, инфраструктура и настроения населения.
Процитирую слова одной из жительниц: "Пенсия 1100-1200 грн. Выживай как хочешь. Оставили всех на произвол судьбы. Особенно когда у тебя давление, сердце и сахарный диабет". Слова другой односельчанки: "Чтобы добраться своим ходом до фельдшера с одного конца деревни до другого, минимум час ходу нужно. А потом, когда ты все же приходишь, слышишь такие слова: "Бабушка, а вы чего пришли... нам помочь нечем, идите домой умирать". А такими были слова еще одного жителя: "Разочарование у нас одно. А что делать? А станет ли оно лучше – один Бог знает".
В большинстве сел картина похожая: автобусов, магазинов, школ, детских садов, клубов и мест культурного досуга нет. Газа нет, а даже если и есть, то жители сел не имеют материальной возможности его оплатить. О нормальных дорогах и собственном автомобиле речи и быть не может.
Молодежь старается уехать работать в город или за границу. Остаются только крупные фермеры и их семьи. Более старшие люди, кому за 30-40 лет, систематически говорят, что лучше уж не жить, лишь бы накопить денег на "парадный костюм" и оплату похоронных услуг. Ведь в таких условиях жить или выживать – просто не реально.
Только задумайтесь! О каких крайностях говорят люди на самом пике жизненных возможностей. И это больше закономерность чем исключение.
Общаясь со старшим поколением жителей различных деревень, довольно часто слышал объяснения, что такая ситуация в селе является выгодной государству и компаниям с большим капиталом. Люди считают, что она была заранее запрограммирована – это технология латентного (скрытого) геноцида села. А вводится она для того, чтобы максимально уменьшить количество сел и сельского населения. А плодородные земли и территории продать фермерам-монополистам или иностранным инвесторам. Что касается трудоспособных людей – их использовать как дешевую рабочую силу. Это новый вид экономической экспансии, говорят они.
В противовес такому сценарию общественного сговора больше выступают молодые люди. Они говорят, что село теряет свою конкурентную способность и привлекательность для молодежи. С экономической точки зрения, в селе нет перспектив: предложений квалифицированной работы, интересных мест проведения досуга и инфраструктуры. Молодежь не заинтересована, она не видит своего развития и будущего села в целом. Объясняя процесс "вымирания" села глобалистическими тенденциями, что сейчас в спросе не натуральное хозяйство, а IT-технологии; работа в поле или на ферме, а интеллектуальная работа в офисе. Поэтому свое будущее видят в городской жизни или где-то за границей.
К сожалению, пока эффективных государственных программ развития или переформатирования деятельности сел нет и процесс распада сельских общин в Украине продолжается.
Сельские мечты исчезают. Семьи переезжают. Многолетние традиции остаются на страницах истории.