Новини

01.04.2017

Чего требуют активисты гражданских движений за единую Европу?

14574024_1591727124464569_3519864632674091008_n

В европейских городах проходят демонстрации сторонников гражданской инициативы «Пульс Европы». Однако это далеко не единственное движение такого рода на континенте. Подробности — у DW.

Почти каждые выходные в европейских городах проходят демонстрации сторонников немецкой гражданской инициативы «Пульс Европы». И их число продолжает расти: спустя несколько месяцев после основания движения за действиями активистов следят около 15 000 пользователей Twitter и 74 000 пользователей Facebook. Как заявили организаторы, целью проведения демонстраций является поддержка единой демократической Европы на фоне предстоящих выборов во Франции и ФРГ.

В то же время «Пульс Европы» — далеко не единственное проевропейское движение на континенте. DW разбиралась, что из себя представляют остальные инициативы и чего требуют их сторонники.

«Движение за демократию в Европе 2025»

Однажды вечером в феврале 2016 года бывший министр финансов Греции Янис Варуфакис поднялся на сцену берлинского театра «Фольксбюне» и произнес речь о спасении Европы. Одного за другим он вызывал на подиум своих единомышленников, в том числе главу Левой партии ФРГ Катю Киппинг (Katja Kipping), словенского философа Славоя Жижека и мэра Барселоны Аду Колау. К собравшимся в формате видеосвязи присоединился и основатель сайта Wikileaks Джулиан Ассанж.

«Европе нужна демократизация, иначе она распадется», — заявил Варуфакис. В тот вечер родилось новое политическое объединение — «Движение за демократию в Европе 2025» (DiEM25). По данным активистов, на сегодняшний день объединение насчитывает около 60 тысяч человек, его поддерживают более 100 групп активистов в 56 странах. Сайт движения доступен на девяти, манифест — на 19 языках.

За последние 12 месяцев активистам DiEM25, помимо прочего, удалось запустить кампании за повышение прозрачности институтов ЕС и против сделки Евросоюза с Турцией по беженцам. Кроме того, объединение опубликовало 100-страничный документ с идеями, которые должны лечь в основу «Нового европейского договора».

Гибридное движение

«Только в одной Германии у нас есть сторонники почти в каждом городе», — рассказывает один из соучредителей движения, 34-летний хорватский философ Сречко Хорват. «Эти группы помогают беженцам, как, например, в Барселоне, и создают по всей Европе клубы единомышленников с демократическими взглядами, где обсуждаются возможности выхода из европейского кризиса».

Помимо прочего, сторонники движения поддерживают связи с левыми партиями в разных странах ЕС. Сречко Хорват не видит в этом противоречия. «Мы пытаемся создать нечто совершенно новое, а именно — гибридное движение», — поясняет он. По его словам, инициатива может увенчаться успехом лишь в том случае, если молодые активисты будут тесно сотрудничать с опытными людьми — к примеру, экспертами в области экономики.

«Решающий момент для Европы»

«На следующий день после референдума по выходу Великобритании из ЕС мне стало по-настоящему плохо», — рассказывает 27-летняя немка Катя Зинко (Katja Sinko). «Я поехала к Балтийскому морю, чтобы развеяться. Было ужасно осознавать, что столь важные для меня вещи вдруг оказались под вопросом».

Катя — настоящая европейка: она провела семестр в Великобритании в рамках программы академического обмена Erasmus, затем работала в Брюсселе, а недавно поступила в магистратуру по направлению «European Studies» («Европеистика») во Франкфурте-на-Одере.

Впрочем, с начала 2017 года времени на учебу у нее практически не остается. В январе Зинко вместе с молодыми единомышленниками основала движение «The European Moment», название которого можно перевести как «Решающий момент для Европы». «В политическом плане 2016 год выдался крайне неудачным, — констатирует Зинко. — Были протесты, но потом долгое время ничего не происходило. Я думаю, что многие считают 2017-й годом, когда нужно сказать: «А сейчас я начну что-то делать!»

Цель — общеевропейская солидарность

«Достижения ЕС достались моему поколению даром, нам не нужно было их завоевывать. Я считаю, что сейчас мы обязаны их защитить и повлиять на будущее Европы», — уверена Зинко. На ее взгляд, движение «Пульс Европы» недостаточно эффективно. «Мало просто размахивать флагами ЕС. Мы хотим, чтобы Европа изменилась, стала другой», — поясняет активистка.

Это означает, что, помимо прочего, нужно заняться и решением актуальных проблем. По словам Кати Зинко, в первую очередь необходимо достичь большей солидарности среди стран-членов ЕС: «При одной мысли о том, что каждый второй испанец до 25 лет является безработным, мое европейское сердце разрывается. Я считаю, что это несправедливо».

В число требований «The European Moment» входит экономическая и социальная политика, в основе которой будет лежать принцип солидарности, а также  «амбициозные общеевропейские действия по борьбе с изменением климата». Кроме того, активисты хотят добиться того, чтобы все проевропейские движения выступали единым фронтом.

«Вставай на защиту Европы!»

Похожие задачи ставит перед собой и бельгийское движение «Stand Up for Europe» (Вставай на защиту Европы!»). Как отмечает его глава Ричард Лауб, пока проевропейские силы крайне разобщены: «Каждый держится за свой собственный проект, свое детище. Наша цель состоит в том, чтобы всех объединить и создать критическую массу, которая действительно сможет что-либо изменить». Поэтому он находится в тесном контакте с «Пульсом Европы» и другими движениями.

Как и DiEM25, «Stand Up for Europe» преследует амбициозные цели. В их числе — более глубокая европейская интеграция, расширение прямой демократии и большая солидарность. Конкретные требования включают создание общеевропейской конституции и единой европейской разведки. В группу сторонников инициативы в Facebook уже вступили 80 тысяч человек — учредители движения надеются, что через год эта цифра перевалит за миллион. «Имея миллион подписчиков в Facebook, мы смогли бы еженедельно охватывать аудиторию в 20 млн пользователей», — говорит Лауб.

У «Stand Up for Europe» большие планы на будущее: общеевропейская гражданская инициатива по вопросам миграции, арт-проект, в котором должны принять участие известные художники из разных стран, и организация своего рода европейского Всемирного дня молодежи. Лауб убежден, что одними демонстрациями здесь не обойтись. «Если ты ничего не делаешь кроме того, что каждое воскресенье призываешь людей выходить на улицы, в какой-то момент станет сложно сохранять эту динамику», — резюмирует активист.

Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить