«Владимир, пойми, я ничего не могу сделать — ни санкции отменить, ни даже ваши дачи в Америке вернуть. Я связан по рукам и ногам Конгрессом и спецслужбами! Если бы не это чертово расследование, я бы давно все решил!» — «Мы не для этого помогали Вам выиграть выборы, Дон, чтобы Вы потом отказались выполнять свои обещания!»
Неожиданно затянувшаяся встреча Путина и Трампа все же едва ли проходила так. Хотя, если послушать наиболее ярых критиков американского президента, почти так. Однако, похоже, в Гамбурге победа «по очкам» действительно досталась российскому президенту.
Волки против новичков
После того, как стал известен формат встречи — «два на два» — ничего другого и ожидать не стоило. Москва явно настояла именно на такой формуле: циничные волки внешней политики Путин и Лавров против двух новичков, Трампа и Тиллерсона — без помощников и даже без дипломатов, которые в таких случаях обычно записывают беседу. Видимо, мы никогда достоверно не узнаем, что на самом деле происходило за закрытыми дверями на саммите G20. Разве что, американский или российский переводчики напишут когда-нибудь мемуары.
И американский президент, и его госсекретарь, похоже, все еще питают иллюзии, что торг в бизнесе и дипломатические переговоры — почти одно и то же. Это не так. Особенно если вы имеете дело с Кремлем. Там верят только в игру с нулевой суммой. Вдобавок, и Путин, и Лавров прекрасно понимают: кто первым рассказал журналистам свою версию событий — тот в выигрыше.
В Гамбурге это сделал Лавров. Главе МИД России удалось создать впечатление, что по самому главному вопросу российско-американских отношений — вмешательстве Москвы в президентские выборы 2016 года — Трамп принял объяснения Путина и, как говорится, «закрыл вопрос». Эффект от заявления Тиллерсона (сделанного позже лавровского) о том, что позиция его шефа была «robust», т.е. твердой, сам же госсекретарь и смазал: мол, Трамп хочет «продвижения» в двусторонних отношениях. То есть, в сущности, подтвердил слова Лаврова.
Путину это на руку — как и формат встречи «без свидетелей». Теперь пересуды в Америке вокруг отношений Трампа с Москвой, как минимум, не утихнут. А это Кремль вполне устраивает. Чем громче скандал в Вашингтоне, чем глубже поглощен им Трамп, чем чаще он отвлекается на перепалку со СМИ — тем меньше у него остается времени на реальную политику и дипломатию.
Иллюзия партнера
По Сирии для Москвы тоже все сложилось неплохо. Разумеется, никакое прекращение огня, которое в Гамбурге взялись обеспечивать Путин и Трамп, долго не продержится. Хотя бы потому, что Асад никакого мирного процесса и урегулирования на самом деле не желает, а Путин не может, да и не хочет возразить сирийскому диктатору. Зато теперь есть иллюзия, будто Америка согласна признать Россию равноправным партнером на Ближнем Востоке. Старая игра Москвы — «Сами создаем конфликт и заставляем всех перед нами заискивать в поисках его решения» — продолжается, как это было при Буше-младшем и Обаме.
Волкер — не подарок
Кажется, только по одному поводу Путину не стоит радоваться. Назначение спецпредставителем по урегулированию конфликта бывшего постоянного представителя США при НАТО Курта Волкера явно показывает: в Белом доме и государственном департаменте занимают твердую проукраинскую позицию. По крайней мере, пока.
В Москве хотели вовлечь новую американскую администрацию в урегулирование конфликта с Киевом. Там надеялись, что Трамп, в отличие от строптивой Меркель, надавит на Петра Порошенко, заставит его первым начать выполнять минские соглашения — предоставить широкую автономию московским пешкам из «ДНР» и «ЛНР». Президент Украины делать такой подарок Путину никогда не собирался, а под так называемые президентские выборы 2018 года — и подавно. С таким спецпредставителем, как Волкер, этого не случится совершенно точно.
Я знаком с Куртом с 2003 года, когда он работал в Совете национальной безопасности у Джорджа Буша. Он — блестяще знающий историю дипломат, твердый сторонник трансатлантической солидарности, противник диктаторов и друг посткоммунистических демократий, включая Украину. То, что в последние годы Волкер работал исполнительным директором Института глобального лидерства Джона Маккейна при университете Аризоны, говорит само за себя. На посту спецпредставителя он точно не будет «сдавать» или «разменивать» Украину, как могли бы надеяться в Кремле.
Иллюзии Трампа и Тиллерсона, что с Кремлем можно иметь дело, по идее, должны скоро рассеяться — как рассеялись они у Буша и Обамы. Сирийского урегулирования не будет, путинская Россия Украину в покое не оставит, совместной борьбы с терроризмом тоже не выйдет. В Гамбурге Путин выиграл. Но кто знает, что случится, если Дональд окончательно разочаруется во Владимире?
Автор: Константин Эггерт — российский журналист, ведущий программ телеканала «Дождь». Автор еженедельной колонки на DW. Константин Эггерт в Facebook: Konstantin von Eggert