Выборы в Нидерландах — дело будничное: ни тебе столов с закусками на избирательных участках, ни выходного дня. 15 марта — обычный рабочий день в стране. И пока по улицам привычно стремительно снуют туда-сюда озабоченные своими делами велосипедисты, разве что колокольный звон церкви в центре Гааги не такой, как всегда: звонарь отбивает попурри из песен «Битлз».
Высокая явка
«Кто голосует перед работой, кто во время обеда, кто — вечером», — говорит гаагский галерист Юлиан ван Кранендонк, заканчивая развешивать картины и фотографии к новой выставке. Затем Юлиан берет свой паспорт и бюллетень, заранее по почте отправленный каждому из примерно 13 миллионов избирателей, и вместе с женой Йоландой идет на ближайший избирательный участок.
Голландцы осознали особое значение, которое придается этим выборам как внутри, так и за пределами страны. Явка очень высокая, уже утром на участках очереди. Участков в городе очень много, и располагаются они в самых разных местах: в больницах, торговых центрах, общественных организациях, государственных учреждениях, храмах.
Свои голоса Йоланда и Юлиан отдали за «Демократов-66» (D-66) — одну из тех шести партий, которым прочат более 10 процентов голосов. Не только правые популисты в Нидерландах сейчас на подъеме, но и D-66, а еще — «Зеленые левые».
«Никакой катастрофы не случится»
«Мне нравятся лидер «зеленых» Йессе Клавер», — рассказывает Йоланда. «Да, за ним будущее. Но я всю жизнь голосую за «демократов». Среди таких, как я, много леволиберально настроенных людей», — добавил Юлиан, показывая на свою улицу Вестеинде, где расположены художественные галереи, антикварные лавки и живут люди свободных профессий.
Если идти по Вестеинде, то практически неизбежно попадешь в центр голландской политики — к комплексу зданий Бинненхоф, где заседают парламент и правительство. «Мне кажется, что самое важное — чтобы сегодня пришло как можно больше людей, и чтобы накануне они все очень хорошо подумали, за кого им голосовать — я имею в виду не политиков, а программы партий», — делится Эмиль, который работает в авиакомпании KLM.
Он не очень верит в то, что заголовки ведущих мировых изданий на следующий день будут звучать примерно так: «Противник ЕС Вилдерс победил на выборах в Нидерландах». Но даже если и так, то никакой катастрофы не случится, уверен Эмиль.
Сила системы
Сам демократический уклад в Нидерландах, по его мнению, очень прочен, большинство поддерживают такую форму правления. Действительно, по данным опросов, 95 процентов населения доверяют демократии. «Я не волнуюсь за исход выборов, мне очень любопытно, чем все закончится», — добавляет сотрудник KLM.
И на усиление позиций крайне правых — а это не только Вилдерс, но и такие политики, как Тьерри Боде и Ян Роос — Эмиль, который ни за одного из них не голосовал, смотрит спокойно. Он соглашается с тем, что волна правого популизма сильна в Европе, в которой «что-то сдвигается», по его выражению: «Но я думаю, что Евросоюз сохранится, хотя у стран будет больше самостоятельности».
Сторонников правых популистов легко найти в Венло — родном городе Вилдерса, в промышленном центре Спейкениссе, в Алмере или в Маастрихте. Йо Стейн, проживающий в пригороде Маастрихта, проголосовал за «Форум за демократию» 33-летнего Тьерри Боде. «У них те же идеи, что и у Партии свободы (Герта Вилдерса. — Ред.), но лучше люди в списке», — объясняет Йо.
В ксенофобии его не обвинишь: он женат на дочери украинки, насильно увезенной нацистами из СССР во время Второй мировой войны. Но Йо выступает против бесконтрольной миграции и надеется на создание сильного блока крайне правых для того, чтобы вопросам миграции было уделено должное внимание.
Молодые противники Вилдерса
А вот в центре Гааги не легко найти сторонников правых популистов. Двое друзей Ян и Джио проголосовали за социалистов и за «пиратов». Джио надеется, что «пираты» получат одно место в парламенте: «У партии, по сути, только один пункт в их программе: свобода в интернете и защита личных данных».
В политической системе Нидерландов такое возможно: нижний порог для прохождения в парламент составляет всего 0,67 процента, так что достаточно убедить в своей идее примерно 60-70 тысяч человек. На нынешних выборах порядка 15 партий могут попасть в парламент.
«Я думаю, что либеральные консерваторы, христианские демократы и «зеленые» составят тройку победителей», — отмечает представительница молодежного крыла «Зеленых левых» Виллимийн Кадийк, которая пришла голосовать вместе со своими друзьями, коллегой по партии Весселем и Хербеном из молодежного крыла христианских демократов.
«Если выяснится, что победит Вилдерс, мне будет очень стыдно», — признается она. Сам Герт Вилдерс, впрочем, считает, что уже победил, ведь «все говорят на наши темы», имеется в виду ислам и проблемы миграции.
Но трое молодых людей убеждены, что это не так. Шок от возможных скандальных заголовков в прессе, по их мнению, пройдет быстро, а политические возможности крайне правых представляются им очень ограниченными: «У них нет никаких шансов создать коалицию. На самом деле, демократия победит».