«Искусство Европы 1945-1968. Континент, которого не знает Евросоюз« (Kunst in Europa 1945-1968. Der Kontinent, den die EU nicht kennt), — так называется выставка, которая проходит в Центре искусства и медиатехнологий в Карлсруэ (ZKM). Уже в самом названии экспозиции постулируется существование единой европейской культуры и объединяющих континент культурных сил.
Подтверждением тому, что такие силы действуют, в том числе и сейчас, в кризисные для Европы времена, служит сам факт существования этого проекта: он реализуется ZKM совместно c Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) и Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО« в Москве, а также Центром изящных искусств BOZAR в Брюсселе. Экспозиция уже побывала в Брюсселе, а после Карлсруэ она будет показана и в Москве.
Объединяющие тенденции по обе стороны «железного занавеса»
Говоря о культурной общности, не следует забывать о многочисленных войнах и кризисах, потрясших Европу в XX веке, особенно Вторую мировую войну, которую устроители выставки видят как излом цивилизации. Экспозиция напоминает о важных исторических событиях с 1945 по 1968 годы и соотносит их с художественным тенденциями в рамках неоавангарда по обе стороны «железного занавеса« в этот период.
Выставка в Карлсруэ показывает около 500 произведений более чем 200 художников. Они представляют собой широкую панораму общеевропейских культурных тенденций. Здесь есть, например, такие представители западного неоавангарда, как движение Zero конца 1950-х — начала 1960-х годов, к которому принадлежали художники Германии, Италии, Голландии, Бельгии, Франции и Швейцарии, и Group de recherche d’Art visuell, основанная в 1960 году в Париже. В то время как для первой группы художников важную роль играл свет, вторые придерживались идеи, что движение является неотъемлемой эстетической частью объекта искусства.
На выставке они рассматриваются в контексте сходных тенденций, возникших в тот же период в восточноевропейских странах и СССР. Среди них — «Новые тенденции«, впервые заявившие о себе на одноименной выставке в Загребе в 1961 году, в которой принимали участие представители «конкретного искусства» со всей Европы, и группа «Движение», основанная в СССР в 1962 году. Таким образом, экспозиция показывает возникшие тогда новые общеевропейские проявления в искусстве, которые характеризуются стремлением к инновациям, свободе индивидуума, готовностью к риску и сопротивлению, исследованиям и экспериментам.
Абстрактный экспрессионизм против соцреализма
До сих пор внимание искусствоведения в западных странах концентрировалось на абстрактном экспрессионизме, который, как считалось, является символом свободного Запада. В свою очередь, социалистический реализм воплощал консерватизм коммунистического Востока. Сейчас, однако, считается, что эта модель истории искусства сама была продуктом холодной войны. Поэтому выставка предпринимает попытку заново интерпретировать развитие искусства в Европе с общеевропейской перспективы и рассматривает период с 1945 по 1968 год как своего рода ренессанс европейского искусства после катастрофы Второй мировой войны.