Новини

18.01.2017

ZOiS займется изучением Восточной Европы, но не только

37166229_303

В Берлине приступил к работе новый научно-исследовательский институт — Центр восточноевропейских и международных исследований (Zentrum für Osteuropa- und internationale Studien, ZOiS). Институт создан по инициативе правящих в Германии партий и финансируется из бюджета МИД ФРГ — 2,5 миллиона евро в год.

На пресс-конференции в Берлине во втлрник, 17 января, научный директор ZOiS профессор Гвендолин Зассе (Gwendolyn Sasse) рассказала о целях и задачах этого учреждения, представила журналистам сотрудниц института (в штате за исключением управляющего делами только женщины) и познакомила с темами первых научных исследований, сообщает DW.

Где начинается и кончается Восточная Европа?

Когда в декабре 2013 года консерваторы и социал-демократы разрабатывали свою программу действий, они решили, как это записано в их коалиционном договоре, поставить изучение России и стран Восточной Европы на «солидную основу» и укрепить «научно-аналитическую экспертизу этого региона».

Скорее всего, это намерение правящих партий так и осталось бы нереализованным, если бы не последовавшие зимой и весной 2014 года события на Украине. «После политического переворота на Украине, после аннексии Крыма Россией, после войны в Донбассе, — подчеркнула Гвендолин Зассе, — в немецких политических кругах возросло понимание важности фундаментальных исследований стран Восточной Европы».

При этом понятие «Восточная Европа» в институте понимают широко и строго не дефинируют. Главным образом, это страны постсоветского пространства, включая Центральную Азию и Балтию. Но объектом научного интереса вполне могут оказаться также Польша, Чехия или даже сама Германия, в частности, живущие здесь российские немцы, обратившие на себя внимание в связи с нашумевшей в прошлом году историей с «девочкой Лизой».

«Восточная Европа у нас: транснациональные сплетения восточноевропейских мигрантов в Берлине». Так называется один и научных проектов ZOiS.

Русский язык как soft power

Нина Фрис (Nina Frieß) изучала политологию и славистику в университетах Гейдельберга, Санкт Петербурга и Потсдама, а в 2015 году защитила кандидатскую диссертацию, посвященную сегодняшнему отношению к сталинским репрессиям. В институте ZOiS у нее совсем другая тема: «Литература и власть на постсоветском пространстве».

Фрис намерена выяснить, какую роль играет литература на русском языке, в частности, в Армении, Казахстане, Беларуси или Украине, а также Латвии с ее самым значительным из всех стран Балтии русскоязычным меньшинством. В центре ее внимания — не литературный импорт из России, а тексты, написанные на русском языке за ее пределами.

«Я хочу понять, — говорит Нина Фрис, — почему и через 25 лет после развала Советского Союза и в странах, в которых русский не является главным языком, продолжает выходить литература на русском языке, узнать, что это за литература, насколько она следует советским традициям».

Итогом ее исследования должен стать ответ на вопрос, «не является ли русскоязычная литература и инструментом, который целенаправленно применяет Россия в рамках ее новой стратегии soft power (мягкой силы)». Для этого Фрис собирается проанализировать, кому и за что присуждается ежегодная «Русская премия» Ельцин Центра — за лучший текст на русском языке, написанный не в России.

Опросы в Донбассе и Крыму

Сама Гвендолин Зассе специализируется преимущественно на Украине. Один ее научный проект связан с изучением расстановки политических сил в украинских регионах (в частности, на юге и юго-востоке страны — в Днепропетровске, Харькове и Одессе) и их влияния на центральную власть.

Другой посвящен влиянию войны, аннексии Крыма и бегства из захваченных сепаратистами районов Донбасса на политическое самосознание затронутых этими проблемами украинцев.

По официальным оценкам, число украинских беженцев из районов, где велись боевые действия, достигает, как минимум, 2,5 миллиона человек. Цель исследования — во-первых, выяснить, кто эти люди, каков их политический и демографический профиль. Во-вторых, получить путем целевых опросов в Донбассе, включая ДНР и ЛНР, а также в Крыму, представление об их реальной жизни.

На подконтрольных сепаратистам территориях, рассказала Гвендолин Зассе, опрос проводился по телефону, в Крыму — с помощью британского агентства, специализирующегося на социологических исследованиях в «трудных» странах и имеющего партнеров как на Украине, так и в России.

Всего в штате нового института 16 человек. Громких имен, широко известных в немецких медиакругах, среди научных сотрудников ZOiS нет. Но это дело наживное, уверена Зассе. Одна из наших задач в том и состоит, объяснила она журналистам, чтобы растить новых экспертов, чтобы в прессе не мелькали одни и те же имена.

Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить