Новини

21.07.2016

Чем отзовется Brexit для культуры

Разрыв отношений всегда отзывается болью — причем не только для «брошенного» партнера, но и для того, кто уходит. Очередной иллюстрацией тому стал спектакль «ichmagdicheinfachnichtmehrso» («Просто я не люблю тебя больше так, как прежде»), премьера которого состоялась в июне в молодежном театре Theater Junge Generation в Дрездене. Основной посыл пьесы заключается в следующем: тот, кто намерен объявить о прекращении партнерства, должен прежде всего найти верный тон. Причем это негласное правило распространяется и на большую политику.

Не обернется ли Brexit полным разрывом культурных отношений Соединенного королевства с ЕС? Таким вопросом с тревогой задаются известные британские деятели культуры в открытом письме, не так давно опубликованном на первой странице лондонской газеты TheGuardian. Около 300 человек, которые поставили под ним свои подписи, выступают против выхода Великобритании из ЕС. Среди них — кинорежиссер и сценарист Стив Маккуин, писатели Джон Ле Карре, Иэн Макьюэн, архитектор Дэвид Чипперфильд, модельер Вивьен Вествуд, скульптор Аниш Капур. Это обращение не осталось незамеченным.

Одним из тех, кто незамедлительно отреагировал на это послание, стал обозреватель газеты The Guardian Саймон Дженкинс. «Смехотворным» назвал он это письмо и напомнил о том, что большинство британских кинематографистов, например, работают вовсе не в Великобритании и, стало быть, не в ЕС, а в Голливуде. С точки зрения Дженкинса, обращение «продиктовано экономическими интересами».

Свой ответ на открытое письмо британских деятелей культуры дал и Джон Соррелл из неправительственной организации «Объединение творческих индустрий» (Creative Industries Federation, CIF). Напоминая о том, что высокий уровень культуры важен для имиджа Великобритании в мире, особый акцент Соррелл сделал на тех самых «экономических интересах» — прямом вкладе сферы культуры в британскую экономику, а он, по подсчетам экспертов, составляет свыше 84 миллиардов фунтов стерлингов в год. Это значительно больше, чем, например, вклад сельского хозяйства.

Согласно данным одного из последних исследований CIF, заработать такие деньги без выхода на европейский рынок невозможно, поскольку именно континентальная Европа является главным экспортным партнером британского сектора культуры. Тем не менее, культурным индустриям, охватывающим, помимо прочего, арт-рынок и рынок ТВ, в дискуссиях по вопросу Brexit внимания уделяется немного.

Между тем на карту ставится и дальнейшее участие Великобритании в программе поддержки культурных проектов ЕС «Креативная Европа», имеющей бюджет 1,46 миллиарда евро и действующей с 2014 по 2020 годы. Как указывает боннский эксперт Катарина Вайнерт (Katharina Weinert), «Креативная Европа» является одним из крупнейших культурных проектов Европейской комиссии и предоставляет большие финансовые возможности для развития креативного сектора в странах-членах ЕС.

Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Запинить