Петр Порошенко запомнился всему миру как один из фигурантов скандала вокруг публикации «панамских досье». Украинский президент оказался одним из самых высокопоставленных политиков, фамилии которых без малого два года назад всплыли в связи с сомнительными операциями с использованием офшорных компаний. В Германии тот офшорный скандал заставил политиков действовать и ускорил создание реестра прозрачности владельцев фирм, чего требовала директива ЕС по борьбе с отмыванием денег.
Петру Порошенко и его партнерам, которые через офшорные компании владеют заводом в Германии, выпало испытание на прозрачность: готовы ли они отказаться от анонимности и внести свои фамилии в реестр? Похоже, этот тест украинские инвесторы провалили.
Interstarch GmbH — прочерк в реестре прозрачности
В состав агрохолдинга Петра Порошенко «Укрпроминвест-Агро» с 2011 года входит завод по производству крахмала, расположенный в городке Эльстерауэ на востоке Германии. В разгар скандала вокруг «панамских досье» DW на примере этого завода писала о том, как офшорные схемы дают возможность снизить налоги, не афишируя фамилий владельцев.
прошлом году в Германии появился реестр, в который немецкие фирмы должны были внести фамилии своих конечных бенефициаров. Речь идет, прежде всего, о компаниях, владельцы которых находятся за рубежом и нередко сознательно скрывают свои активы с помощью офшоров.
Как только реестр стал доступным для журналистов, DW направила запрос, надеясь узнать, какие же фамилии кроются за компаниями с Кипра и Британских Виргинских Островов, на которые через немецкую Interstarch GmbH оформлен завод, входящий в группу «Укрпроминвест-Агро» Петра Порошенко. Как выяснилось, украинские инвесторы ничего не внесли в реестр, очевидно, нарушив немецкий закон о борьбе с отмыванием денег.
Кто владелец завода, входящего в «Укрпроминвест-Агро»?
Interstarch GmbH, согласно закону об отмывании денег, должна была до первого октября прошлого года внести фамилии своих бенефициаров в реестр прозрачности, ведь они не указаны ни в перечне учредителей, ни в учредительном договоре. Согласно торговому реестру, владельцем миноритарной доли Interstarch GmbH является компания «Интерстарч Украина». Эта компания, входящая в холдинг Петра Порошенко «Укрпроминвест-Агро», официально купила 24,95 процента акций Interstarch GmbH летом 2016 года. Продавцом выступила кипрская компания Camarin Limited, которая до сих пор остается главным совладельцем завода с долей в 75,05 процентов.
Владельцем кипрской компании называет себя Сергей Зайцев. Многолетний топ-менеджер концерна «Рошен» в интервью украинским СМИ в 2016 году сообщил, что именно он является бенефициаром компаний, на которые оформлен немецкий завод: кипрской Camarin Limited и ее материнской компании Euro Business Investments Ltd с Британских Виргинских Островов.
Эту информацию в ответ на запрос DW предоставили тогда и в компании ICU, которая консультирует Петра Порошенко и его партнеров по вопросам иностранных инвестиций. Исходя из этого, менеджеры Interstarch GmbH должны были внести в реестр прозрачности фамилии Зайцева как бенефициара офшорных компаний, имеющего долю в 75 процентов в немецкой фирме, а также, очевидно, и Петра Порошенко.
Ключевой вопрос: кто контролирует немецкое предприятие?
Согласно информации ICU, Зайцев передал управление немецким заводом агрохолдингу Порошенко, следовательно, Interstarch GmbH управляют менеджеры украинского президента. Наблюдательный совет немецкой компании, согласно документам в немецком торговом реестре, возглавляет гендиректор «Укрпроминвест-Агро» Евгений Саенко. Его заместителем является Андриан Крячок — директор компании «Интерстарч Украина», которая является совладелицей Interstarch GmbH и тесно сотрудничает с ней, в частности, в вопросах сбыта продукции.
Согласно немецкому закону о борьбе с отмыванием денег, бенефициаром может считаться не только владелец существенной доли (более 25 процентов), но и лицо, «осуществляющее контроль над предприятием таким образом, который можно приравнять к этому». Ключевым критерием определения конечного бенефициара в таких случаях, как объясняют юристы, является влияние человека на назначение руководящих органов предприятия.