Украина – слишком незначительное государство с точки зрения Германии. Даже если принимать во внимание то, что слишком небольшая украинская диаспора по сравнению с турецкой и российской. Даже если учесть то, что у нас существенно снизился товарооборот по сравнению с 2012 годом, когда Германия была одним из наших главных торговых партнеров. Все это говорит о том, что украинский вопрос как таковой не будет стоять перед немецкими политиками.
Но Украина является камнем преткновения в более важном для Германии российском вопросе. Россия – один из крупнейших рынков. Имеется в виду – не как политический партнер, а именно как рынок. И, соответственно, санкции, которые введены из-за Крыма, из-за Донбасса, являются некой проблемой с точки зрения немецкого бизнеса.
Плюс ко всему, санкции, которые вводят США, уже привели к некоторым сдвигам в немецкой политике. Вот есть Свободная демократическая партия Германии (СвДП), а ее главным спонсором является химический концерн Basf. Как только в США было объявлено о введении санкций относительно России, что означает подорожание газа для химической промышленности, потому что американский газ значительно дороже российского, то сразу же Кристиан Линднер, лидер свободных демократов, сделал ряд заявлений о необходимости пересмотра санкций относительно России и необходимости признания нового статуса Крыма. России даже не пришлось напрягаться в этой ситуации, не пришлось вкладывать дополнительные ресурсы, чтобы переманить одну из влиятельнейших политических сил Германии на свою сторону. Это сделали американцы, которые иногда ведут себя как слон в посудной лавке.
Украина же будет рассматриваться исключительно в контексте более важных с точки зрения немецкой политики и экономики вопросов. Что касается «нормандского формата», то, естественно, он останется. В данном вопросе интересы Германии представляет как раз Ангела Меркель.
Давайте посмотрим на расстановку сил в парламенте. ХДС (Христианский демократический союз, — ред) остается крупнейшей партией, но будет контролировать только треть в парламенте. «Зеленые» немного улучшают представительство по сравнению с 2013 годом, а это антироссийская группа. Что касается социал-демократов, то, скорее всего, [Мартин] Шульц после поражения уйдет в отставку, а новым лидером партии, вероятно, станет Зигмар Габриэль, который ориентирован на [бывшего канцлера Германии Герхарда] Шредера и которого политические оппоненты когда-то называли человеком, главным достоинством которого является то, что он умеет элегантно носить чемоданчик за Шредером. Это значит, что пророссийская позиция СДП (Социал-демократическая партия, — ред) Германии будет доминировать над антироссийской.
Что касается других политических сил, то Кристиан Линднер (СвДП) высказывался в пользу России. Но он – еще не сформировавшийся молодой политик, который высказывается из стороны в сторону. Вполне возможно, он может поменять свою точку зрения, особенно получив портфель министра нового министерства, которое создадут в Германии. «Альтернатива», получившая 12,6% голосов – это серьезный успех. «Альтернатива» никогда не скрывала своих евроскептических и пророссийских настроений. Дальше Die Linke, левая партия, у которой много мест прямо украшены портретами Путина.
В данной ситуации можно говорить о том, что значительная часть в парламенте – это серьезное лобби, которое будет выступать за отмену санкций против России. Вполне возможно, что России удастся добиться отмены санкций. Но в то же время вряд ли Германии удастся поменять свое мнение относительно вопроса Донбасса в рамках минского формата.
Высказывание Порошенко о том, что победа Меркель ускорит восстановление территориальной целостности Украины? Порошенко, по-моему, теряет адекватность во многих вопросах или просто выдает желаемое за действительное. Где Меркель и где целостность Украины? У Меркель было время, чтобы восстановить целостность Украины, имея более сговорчивый Бундестаг. А в нынешних условиях это будет сделать достаточно сложно, и не все будет зависеть исключительно от воли Меркель. Плюс, мы ж не знаем до конца всех договоренностей Меркель и Путина, о чем они говорили и как Меркель будет вести себя в дальнейшем. Поэтому самоуверенность Петра Алексеевича иногда зашкаливает.
В то же время отмена европейских санкций в отношении России вполне реальна. Более того, в следующем году мы увидим конкуренцию Германии и Франции, кто более эффективно добьется отмены санкций. Потому что и рынок Франции, и рынок Германии слишком чувствительны к вопросам санкций против России. Рынки Германии и Франции страдают от санкций не менее, чем Россия.
А почему это не произошло раньше? 2017-й год был годом выборов. А как раз политическая сила, на которую опиралась Меркель, не настолько чувствительна к данной проблеме. Посмотрите на результаты выборов – наибольшее количество голосов за «Альтернативу» для Германии отдала Саксония. А основы ХДС на Западе Германии. Поэтому Меркель было необходимо делать какие-то реверансы перед своими избирателями.
Источник:https://www.facenews.ua